Недвижимость,
как объект капиталовложений, всегда привлекала внимания инвесторов.
Даже тогда, когда в мире бушует кризис, когда компании теряют последние
средства, а выпущенные ценные бумаги обесцениваются, то недвижимость
никуда не пропадает. Да, в условиях кризиса, она стоит дешевле, но
кризис когда-то заканчивается, а активный спрос на различные объекты
недвижимости снова вырастет, то есть и цена недвижимости точно
увеличится. По опыту 2008 года, можно сделать вывод, что инвестору,
который располагает определенной суммой средств, не так важно, какая
будет концепция его инвестиционного проекта, офисный ли, торговый или
многофункциональный центр. Инвестора в первую очередь волнует
эффективность вложений, то есть он хочет, чтобы средства окупились и
приносили стабильный доход.
В настоящее время можно услышать достаточно разные мнения относительно
многофункциональных комплексов. Преимущество такого объекта недвижимости
– это принадлежность данного проекта сразу нескольким сегментам рынка,
так как порой приходится учитывать неравномерность в развитии сегментов.
К примеру, в Питере в настоящее время сегмент качественных торговых
объектов недвижимости перенасыщен, следовательно, вкладывать в торговую
недвижимость не целесообразно. Но если вы инвестируете в
многофункциональный центр, то в этот период вы сможете компенсировать
потери за счет офисных площадей, а со временем, на рынке может все
измениться и перенасыщение наступит в сегменте офисных объектов. Тогда
вашим главным помощником и источником прибыли будут как раз торговые
площади. Если вы перед капиталовложениями детально изучаете рынок, то
будет правильно в сложившейся ситуации ввести в проект лишь
незначительное количество торговых площадей, они смогут окупаться хотя
бы за счет спроса на офисные объекты. В такой ситуации именно офисная
составляющая будет доминирующей в многофункциональном комплексе.
В настоящее время, если продолжать разговор о Санкт-Петербурге, самым
перспективным можно считать сегмент качественного предложения жилой
недвижимости для корпоративных клиентов, а именно для представительств и
посольств других стран и компаний, крупных транснациональных
корпораций, которые имеют желание снять для своих сотрудников жилье на
длительное время. С приходом крупных компаний, которые активно переносят
свои главные офисы в Петербург, спрос на такие объекты постепенно
увеличивается. Представители зарубежных компаний выражают пожелания
поселить свой персонал в максимальной доступности от офиса, то есть, как
правило, в центральных районах города. Центральный район интересен не
только иностранным компаниям, но и крупным отечественным предприятиям и
фирмам. В тоже время в центре как всегда предложение ограничено
состоянием жилого фонда, и плотностью застройки. В такой ситуации
дефицита и роста спроса на жилые объекты в историческом центре, цены на
аренду будут только увеличиваться. Вот вам и второй пример того, куда
можно и нужно вкладывать средства.
На эффективность любого проекта также оказывает влияние немалое число
факторов, главными из которых можно считать конкурентную среду,
месторасположение объекта, качество реализации и так далее. Если эти
факторы продуманы и учтены, то объект будет достаточно успешен.