В чем сила и слабость зарубежных риэлторов, почему в американских
офисах агентств недвижимости тихо и как риэлторы США становятся
настоящими артистами нам рассказали топ-менеджеры регионального
агентства недвижимости «Этажи» Ильдар Хусаинов, Лилия Гадиева и Вероника
Никитина, недавно вернувшиеся с международной конференции риэлторов,
которая проходила в Лос-Анджелесе с 11 по 14 ноября 2011 года. Расскажите о целях вашей поездки на ежегодную конференцию Национальной Ассоциации Риэлторов США и ее результатах. Ильдар Хусаинов:
Мы приняли решение съездить в Америку уже очень давно, ведь это же
своего рода «альма матер» риэлторства. За сто лет хочешь-не хочешь, а
разовьешься лучше, чем за двадцать лет, как российское риэлторство. А по
большому счету у нас риэлторство нормально развивается всего лет пять.
При этом мы не ограничились конгрессом, мы хорошо познали местную
риэлторскую культуру, прошли стажировку в одной из компаний, пообщались с
коллегами. Мы не ехали с целью просто посмотреть, мы хотели узнать, что
можно перенять. То, что мы являемся одной из лидирующих риэлторских
компаний в России, доказал простой факт: из 10 членов российской
делегации половина была из нашей компании. Остальным, видимо, это просто
оказалось не интересно. Что очень печально, на мой взгляд. А некоторых
российских представителей даже не видели на секциях, то есть они просто
«тусоваться» приехали. У нас был другой подход. Мы абсолютно все
послушали, более того, взяли с собой аудиоматериалы, сейчас все их
изучим, кое-что переведем. Вероника Никитина: В
целом, мы поняли, что идем правильным путем, и выбранная нами стратегия
отвечает современным реалиям. Огорчило нас то, что мы за ними не совсем
успеваем, но, тем не менее, очень многое у нас есть в планах. Американские
риэлторы сегодня делают ставку на технологии. В рамках когресса мы
посетили выставку, ориентированную на профессиональных участников рынка,
и на ней как раз были представлены какие-то инструменты, готовые
приложения для телефона, для планшета и так далее. Там очень
распространено использование технических новинок - айфонов, андроидов,
внутренние порталы очень развиты. Все для того, чтобы риэлтор был более
мобилен и предоставлял более качественный сервис. В чем особенности американского риэлторства? Ильдар Хусаинов:
В Америке сейчас все идет к полной унификации – и это плохо. Есть там
такой «страшный зверь» МЛС – мультилистинговая система (общая база
данных объектов недвижимости, с которой работают риэлторы – прим. ред.) -
она в чем-то полностью затормозила развитие риэлторства. Они поголовно
сидят на этой системе и не имеют собственных. Владельцам МЛС невыгодно,
как ни странно, чтобы формировались мощные силы. Им выгодно, чтобы было
много маленьких компаний, сидящих на МЛС и платящих им абонентскую
плату. НАР (Национальная Ассоциация Риэлторов США) – это и есть
большое агентство недвижимости, которое на каких-то взаимовыгодных
условиях строит отношения с менеджерскими группами – риэлторскими
компаниями. Такая форма успешно реализована и за счет эффектного
масштаба очень хорошо работает. Но в результате они отстали во многих
процессах. К примеру, у них очень мало сделок проходит: если риэлтор
делает одну сделку в два месяца - это очень хорошо. Они хуже
контролируют своих риэлторов. Мощной внутренней CRM (внутренняя система
организации работы с клиентом – прим. ред.) у них практически нет. В
этом плане они отстают, как ни странно, от нас, потому что мы именно за
развитие этих CRM-систем, чтобы риэлтор мог эффективно работать,
общаться с клиентом, а мы - видеть его статистику. У нас CRM-система
интегрирована в базу данных, а у них отдельно МЛС и отдельно – свои CRM.
И это, мне кажется, стратегическая ошибка риэлторов Америки. Они
ограничили конкуренцию. Потом, у них нет хороших отношений с
застройщиками, с банками. Есть отдельные компании, которые занимаются
ипотечным брокериджем, есть юридические фирмы. А такой синергии, как у
нас, нет. Развита чисто риэлторская компетенция. Они не используют
финансовых инструментов. Есть отдельные мощные организации, которые
берут на себя вопросы, например, по выводу квартир из залога – то, что
мы пытаемся сделать своими силами. Все это у риэлторов забрали, что-то
даже запретили законодательно. Так что у нас риэлторство в чем-то мощнее
и системнее. И если мы продолжим в том же темпе, скоро их догоним и
перегоним! Это очевидно. Лилия Гадиева: Еще одна
особенность: первостепенная задача для них - привлечь продавца
недвижимости, чтобы работать с ним на эксклюзивных условиях. Несколько
снижена ценность работы с покупателем. Ими занимаются в основном
начинающие риэлторы, а более профессиональные работают непосредственно с
продавцами. И все эти технологические инновации они создают, чтобы
максимально качественно предложить услугу продавцу, максимально
качественно выставить его объект. А на российском рынке риэлторских
услуг и продавец, и покупатель недвижимости имеет одинаковый вес. Интересно
и то, что они делают большой акцент на продвижение конкретного
специалиста, продвигают его личные данные, его профессиональные
качества. Очень хорошо развиты персональные странички риэлтора. А мы
работаем в комплексе: и развиваем бренд компании, и продвигаем наших
специалистов. Еще один удивительный факт: средний возраст риэлтора
в целом – 58-62 лет. В этом мы убедились, большинство риэлторов
действительно такого почтенного возраста. Для сравнения, в нашей
компании, например, средний возраст риэлтора – 32 года. Практически в
два раза моложе. Профессиональная и жизненная активность американцев
поражает. Вы побывали в офисе риэлторской компании – как там? Вероника Никитина:
Там не распространены какие-то яркие фронтлайны с привлекающей внимание
вывеской. Офисы достаточно простые. Если у нас офис ориентирован на
большой поток людей, есть клиентские зоны, переговорные, постоянное
движение, динамика, то там – более спокойная атмосфера, более возрастной
коллектив. Скромно, компактно, тихо. Когда зашли, сначала подумали, что
никого нет в компании. Хотя мы были в офисе солидной компании с весомой
долей рынка, который находится на Пятой авеню в Нью-Йорке. А какие отличия в маркетинге? Ильдар Хусаинов:
Они больше озабочены, как правильно подготовить квартиру к просмотру.
Совсем не развит общий бренд-маркетинг. Я специально смотрел и ни разу
не видел никакой брендованной рекламы. Весь маркетинг на поле
«клиент-риэлтор». Как показать, как посмотреть, как улыбнуться. То есть
профессионального, современного маркетинга не осуществляется. Они не
формируют услугу, не придумывают что-то новое, просто работают по
программе и думают, как в рамках этой программы достичь каких-то
успехов. Ширины воображения нет... А рекламные ходы? Ильдар Хусаинов:
На самом деле все это – немножко показуха. Средний уровень не такой
сильный. И вообще вся Америка – это сплошной большой пузырь. Фабрика
грез. Фильмы смотришь – и думаешь, что все девушки там очень красивые, а
там реально все страшные! И то же самое в маркетинге. В рельности там
обычная серая жизнь. Но - умеют подавать, в этом им не откажешь! Умеют
так отснять рекламу, так позиционироваться, - настоящее искусство!
Наверно мы тоже когда-нибудь уйдем не на уровень улучшения процесса, а
на уровень восприятия этого процесса. Самое главное при этом не обмануть
ожидания. Лилия Гадиева: Нам еще многому надо
учиться и перестраивать наш риэлторский менталитет. Они используют
максимум своих умений, способностей и талантов. К примеру, у них
распространена видеопрезентация объектов, где риэлтор сам снимается не
хуже профессионального артиста, затягивает, вовлекает тебя. Потом этот
ролик выкладывается в Интернете. Нам надо учиться такому уровню
презентации объектов. А вам было чем поделиться со своими американскими коллегами? Что их удивило – в приятном смысле? Вероника Никитина:
Их поразила наша синергия с застройщиками, банками, наше
технологическое развитие в плане интеграции базы данных с CRM–системой,
наше фиксированное ценообразование. Удивились продуктивности и той доли
рынка, что мы занимаем, уровню развития дополнительных сервисов –
ремонтов, переездов, клининговых услуг и т.д. Некоторые компании
применяют такие вещи, но точечно. Как система у них это не работает. Лилия Гадиева:
Практически ни у кого не развиты, как у нас, внутренние сервисы для
сотрудников. У нас все автоматизировано – подача объявлений,
фотографии... Они же все сами делают. В этом плане мы их, конечно,
опережаем. В нашей компании сейчас риэлтор занимается только работой с
клиентом – встречи, показы. А технические вопросы решают другие
специалисты. Ильдар Хусаинов: Я вообще убедился,
насколько мы все-таки уникальны. К примеру, специализация процессов –
это нормальный путь любого явления. Зачем риэлтор должен фотографировать
объект? Зачем риэлтор должен что-то оформлять? Каждый должен своим
делом заниматься. У нас есть диверсификация процессов. У них – нет. Вот
они и пришли к тому, что делают одну сделку в два месяца и этому рады. Я
считаю, риэлтор должен как минимум две сделки в месяц совершать. Зато у них высокий уровень пользования услугой: 90% сделок по недвижимости совершается с помощью риэлторов. Ильдар Хусаинов:
Да, но у них развелось очень много риэлторов - почти четыре миллиона
человек. Для сравнения: у нас 1 миллион военных. Представляете, какие
масштабы? Это искусственное расширение экономики. То есть при расчете
две сделки в месяц тот же объем могли бы делать 600 тысяч риэлторов, а
остальные должны заниматься чем-то другим. А у них в результате
создается искусственная занятость населения, а эффективности нет. И
ценник большой кстати – 5-6% берут. И это тоже понятно, почему: когда
такая маленькая интенсивность труда, ее нужна заменять большой
стоимостью. Мы же за счет оптимизации процессов, постоянного снижения
издержек можем снизить себестоимость услуги. А они берут 6% и этим
гордятся. Большинство компаний являются частью системы и не имеют
никаких полномочий. Все регламентировано законом. Все работают на чужих
продуктах – на МЛС. Достаточно слабое внимание уделяется обучению. В
офисах вообще скукотища – бизнес спокойный, говорят. Но они сильны в
некоторых вещах, прежде всего – в технологиях. Правда, при всей этой
технологической мощи мало кто ей пользуется. То есть, если в общем все
оценить, в плане понимания мы где-то наравне. В плане выручки
риэлторской компании в расчете на одного риэлтора даже где-то опережаем.
Вы как бы заглянули в будущее? Вероника Никитина:
Точно. Сегодня мы отстаем только в технологиях. Причем технологическим
развитием у них занимаются аутсорсинговые компании, которые к
риэлторскому бизнесу вообще никак не относятся. Наше преимущество в
собственном штате сотрудников, программистов, которые постоянно
находятся в нашем информационном русле, сами что-то предлагают и очень
оперативно решают поставленные задачи. И это позволит нам развиваться
гораздо быстрее. Еще два-три года и мы догоним Америку. Три-четыре – и
перегоним. Беседовала: Ирина Сысоева
|